18+ личный кабинет
сегодня: 26 октября, пн

Новости Культуры в Екатеринбурге

Николай Коляда: «В свой театр никого не пущу»

Фото: Анастасия Чекунова
Автор: Лилия Пустовалова

Драматург, режиссер, основатель театра-легенды «Коляда-Театр», создатель международного конкурса драматургии «Евразия» и театрального фестиваля своих пьес «Коляда-plays» рассказал «Новостям Екатеринбурга» о проблемах современной драматургии, отношениях с властью и своих гонорарах.

- 1 ноября снова был объявлен прием пьес на конкурс драматургов «Евразия-2014». Двенадцатый раз вы будете выбирать самые лучшие современные пьесы. А о чем пишут молодые драматурги?

- Мне так печально, что на новом поколении драматургов стоит клеймо «чернуха», «порнуха», «грязь», «гадость», «мерзость». Когда в театр завлиту приходит пьеса, ее берут двумя пальчиками за край и выкидывают в мусорную корзину, не читая даже, электронные документы отправляют в спам. Но люди не в теме, не знают ничего о новой драме, не знают, что пишут молодые. А главное, о чем они пишут - о том, как они хотят любить, как они любят, о том, что нет любви на белом свете, или о том, что не получается любить. То есть во всех пьесах – вечная тема Ромео и Джульетты. Но ее не видят или не хотят видеть из-за грубых, корявых слов, которыми зачастую написана современная пьеса...

- Это вы о взаимоотношениях российского театра и российской драмы. А в других странах есть интерес к новой русской драме?

- В Польше! Когда говорят, курица не птица, Польша не заграница, это неправда. Польша - это большая европейская страна, там совсем другой театр. И там невероятное внимание к современной российской драматургии. В каждом втором театре идут пьесы Ярославы Пулинович, Василия Сигарева, Олега Богаева, Вячеслава Дурненкова. Всех этих авторов перевела Агнешка Любомира Пиотровска, лучший переводчик современной драматургии для Польши. Сейчас она переводит Богуславскую. Мы должны быть ей бесконечно благодарны. Если бы такое внимание к современной драматургии было в российском театре…

- А в чем проблема российского театра, на ваш взгляд? Почему режиссеры не хотят ставить пьесы современных авторов?

- Проблема в том, что директора и режиссеры театров ленивы и нелюбопытны. Они продолжают играть Шекспира в бархатных штанишках – опять Ромео и Джульетта, опять Гамлет, опять шпагами дерутся, прыгают, скачут… Якобы потому что на что-то другое люди в театр не пойдут. Пойдут! Вы попробуйте! Пусть будет малый зал на 80 мест, но придет публика – не только бабушки-театралки с седыми головами и в очках, которым нравится смотреть на Шекспира в бархатных штанишках.

- А какая публика придет? Молодежь?

- Вы представляете, оказывается, в мире есть люди, которые в театр вообще ни разу ни ходили. А те, которые пришли раз, то даже не досматривают постановку, в антракте перебираются в буфет коньячок пить, потому что они устали от этой фальши, мерзости, папье-маше, лжи, им противно. Жизнь лжет, по телевизору все время врут, приходишь в театр – и тут врут. А современная драма – настоящая, там есть что-то, что разрывает эту кожу. Это привлекает публику.

- А публика готова к этому? Современный театр сегодня - это не развлечение, многие постановки смотреть тяжело и даже мучительно, не каждый согласится провести свой редкий свободный вечер так.

- Говорят же, что театр – трибуна, театр воспитывает. Да, современная драма – это для молодых людей, она раскрывает какие-то важные серьезные темы, заставляет задуматься, влияет на общество своими идеями.

- Но таким репертуаром недалеко нанести вред театру, прослыть маргинальным и стать чужеродным для массового зрителя.

- Совет простой – делать талантливый, качественный продукт и строить так репертуар, чтобы охватить разную аудиторию: и маленьких детей от 3 лет, и молодежь 12-14 лет, и студентов, и бабушек-дедушек, чтоб в театре были спектакли на любой вкус. Чтоб в кассе могли подсказать, например: не берите билет на «Клаустрофобию», потому что в театр больше не придете, а возьмите на комедию «Баба Шанель», это вам понравится. А на «Клаустрофобию» отправлять студентов, которым спектакль понравится. В общем, нужен разнообразный репертуар, без французских комедий и государственной пропаганды.

- Как в «Коляда-Театре»? Авторский театр – это всегда очень сложно. Ваш театр сейчас живет или выживает?

- Мы живем прекрасно! Я купил шесть служебных квартир, автобус в этом году, у нас зарплаты – 30 тысяч рублей. Билеты стоят 600-700 рублей. Малюсенький зал на 60 мест, а работает 35 артистов! И никто из артистов не пожалуется: они и по творчеству все довольны, и по деньгам, и не вылезают из-за границы.

- А какие у вас отношения с властью – городской и региональной?

- У меня хорошие отношения с Женей Ройзманом (мэр Екатеринбурга – ред.), с другой стороной – Силиным (вице-губернатор Свердловской области – ред.), Куйвашевым (губернатор Свердловской области – ред.), у меня тоже хорошие отношения. Это как говорят: ласковый теленок двух маток сосет. Со всеми приходится дружить, но не прогибаться и не делать спектакли в угоду власти.

- А кто-то из чиновников приходит к вам в театр?

- Никто. А зачем? Вот губернатор дал 94 миллиона рублей на реконструкцию нового помещения для моего театра, но это вовсе не значит, что я сейчас прогнусь и буду что-то там… Все спрашивают про Путина. Да, я в штабе поддержки Путина. У вас есть другие варианты? Скажите мне. Кого? Навального?

- То есть поддержка Владимира Путина - это ваш осознанный выбор?

- Ну осознанный. Надо дружить со всеми, у меня в театре 65 человек работает. Что будет, если я встану в позу и буду со всеми ругаться?

- Но вы говорите, что не прогибаетесь, но дружите, а покритиковать власть можете?

- А зачем? Пускай этим занимаются другие. За что я могу критиковать?

- Вашему театру не выделяют финансирование…

- Ну значит, я не стою ничего… Мне за читку на «Текстуре» (фестиваль проходил в Перми с 20 по 27 октября, Николай Коляда ставил читку старой пьесы Василия Сигарева, который получил премию «Имя» в этом году – ред.) предложили 10 000 рублей, я рассказал своим артистам, они похохотали, в действительности мой гонорар – в 10 раз выше.

- Ваш авторский театр жив, пока живы вы. Что вы думаете по поводу этой обреченности? Может ли когда-то в «Коляда-Театре» появиться другой режиссер?

- Театр Товстоногова был великий и могучий, ушел Товстоногов, и последние 40 лет нет театра. Ну и что? Есть личность в истории. А мы пока еще живы, здоровы, зачем думать о смерти? Я еще молодой, мне 55, поживу еще лет 20-30, и в свой театр никого из учеников не пущу, пусть создают свой театр.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
добавляя комментарий, я принимаю Правила комментирования Отправить

ВОЗМОЖНО, ВАМ ПОНРАВИТСЯ

Фото и видео репортажи



загрузка карты...
НОВОСТИ ЕКАТЕРИНБУРГА

Информационный портал «Новости Екатеринбурга» - все новости в Екатеринбурге. Круглосуточная лента новостей. Фото и видео. Источник оперативной и достоверной  информации о Екатеринбурге и Свердловской области. Новостей в Екатеринбурге много - «Новости Екатеринбурга» одни, узнай первым.   

Создание сайта: Амадо

©«NewsEkat.ru», Новости Екатеринбурга, Екатеринбург, 2010-2020
Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
При цитировании указывать гиперссылку на главную страницу портала с названием сайта «Новости Екатеринбурга» 
Информация о погоде предоставлена порталом Gismeteo.Ru
Сайт «Новости Екатеринбурга» предназначен для лиц старше 18 лет.